вторник, 14 июля 2009 г.


There is no spoon

0. Предисловие.

Пару месяцев назад, как раз в новогодние праздники, приступил к изучению Сценарного планирования и с удивлением для себя однаружил, что в этом контексте часто упоминается книга "Живая компания" и её автор Ари де Гиус. С удивлением потому, что эту книгу я прочитал 4 года назад, в 2008 году, и никакого Сценарного планирования для себя не отметил! Больше того, книга показалась мне несколько поверхностной, я тогда не сделал никаких выводов после прочтения! Она прошла просто мимо. Да, я что-то припоминал о том, что она про обучающуюся организацию и про стратегическое планирование, но это всё, я ничего конкретно не применил из этой книги и не извлек никакой пользы. Тогда я взял её с полки, открыл и перечитал главу 1 "Научение". Оказалось, что эта глава целиком посвящена Сценарному планированию! :) Меня это очень задело. Почему я не извлек пользу из этой книги еще в 2004 году, 4 года назад? Де Гиус давал ответ на этот вопрос тут же, в главе 1: "Мы можем видеть то, что соответсвует нашему видению будущего" (стр. 46). И в этот момент я понял, что дело во мне, и нужно понять почему мы иногда не видим очевидное (другими словами, смотрим на мир "зашоренно", "не дальше своего носа", "conscious only of circumstances round one").

1. Что такое понимание

Что такое понимание? И как понять, что такое понимание? Или как осознать, что такое осознание? Только прислушиваясь к себе.

Понимание материала/информации (или знаний, что является уже более сложным) — это в идеале недостижимая вещь. Цель понимания — как можно более широкое воприятие целого спектра понятий (смыслов), их структуру и взаимосвязь между собой, и соотношение их со своей картиной мира (со своим видением будущего) для дальнейшей коррекции/изменения/расширения, и сопоставление с картиной мира (и видения будущего) собеседника(ов). По этой логике можно поставить знак равенства между понятиями/терминами "понимание" и "восприятие" (т.е. это смысловые синонимы, или др. сл.: аналогичные значения).

"Смыслы/понятия распаковываются всегда через тексты. А человек с этой точки зрения — это многообразие текстов, с индивидуальной грамматикой и семантикой (то есть лексикой, терминами и значениями, которые человек вкладывает в эти термины). Понимание — это порождение новых фильтров, отвечающих новым ситуациям, задаваемым не только новыми текстами, но и новыми жизненными условиями" (Василий Налимов, Спонтанность сознания, 1985 г., стр. 124).

Определение термина из Википедии: Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Способность видеть причинно-следственные связи.

Вопрос: Как связано понятие "понимание" с понятием "обучение"? В качестве ответа цитирую Ари де Гиуса: "Обучение начинается с восприятия" (или др. сл. с понимания).

В первую очередь для понимания нужно заставить себя/слушателей/читателей задуматься над используемой мной/ими лексикой, терминами и их значением (семантика). ("Для ответа, который не может быть высказан, не может быть высказан и вопрос", "Границы моего языка это границы моего мира" Витгенштейн, 1958).

Иногда мне даже самому трудно себя понять, когда я читаю заметки, написанные мною некоторое время назад. Сказывается потеря смыслов, которые я закладывал в слова/предложения/идеи. Кстати, еще это можно объяснить тем, что изменилась "моя картина мира". Что уж тут говорить о диалоге с другим человеком, особенно которого ты не знаешь, и можешь не владеть его понятийным аппаратом, не разделять его вкусы и т.п.

продолжение следует.

Ключевые смыслы этой заметки:
а. Понимание = восприятие ~ видеть очевидное ~ расширять картину мира = Познание себя
б. Картина мира = Картина альтернативных вариантов будущего, настоящего и прошлого;
в. Смысл
г. Обучение

Не зря сказано устами киногероя, "Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая... " Фотографии египта. — и это не смотря на кризис!..

Это как в выражении: "Дышите глубже! Вы взволнованы!" Детские электромобили: даже не знаю, искать ли что-то ещё...

Классическое — "Будете кушать крем-марго. Батистовые портянки носить." Хостинг киев — хорошие люди рассказали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий