пятница, 27 августа 2010 г.

В появлении любой мерзости виноват заказчик

Автор: Алексей Новиков
Источник: Блог об интернете и маркетинге

Нередко случается так, что на прилавках появляется продукт с идиотским названием и в нелепой упаковке. Еще чаще мы видим бестолковую рекламу или слышим по радио тошнотворные «стихи», рекламирующие очередной автосалон или туроператора.


Бытует точка зрения, что виноват исполнитель. Мол, «он же профессионал, обязан отговорить» или «профессионал не предложил бы плохого варианта». Жизнь, как обычно, оказывается устроена несколько иначе.


В появлении любой мерзости виноват заказчик.


Вынужден повторить это еще раз. Чтобы мерзость появилась на полке или в рекламе, недостаточно горе-«копирайтера», который ее выдаст. Кто-то должен обсудить это, принять это, заплатить за это деньги, а потом отдать в производство. И, кстати, кто-то формировал пожелания, «контролировал процесс» еще до того, как этот труп появился в мире живых.


Предположим, вы пришли в кафе и заказали пирожное, а вам принесли собачью какашку, политую карамелью и украшенную листочком мяты. Кто будет виноват, если вы ее слопаете? Повар? Официант?


Вариант первый: адекватный заказчик, адекватный исполнитель


Все скучно. Рождается адекватный продукт.


Вариант второй: адекватный заказчик, неадекватный исполнитель


Неадекватный исполнитель приносит адекватному заказчику различные образцы экскрементов. Через некоторое время адекватный заказчик изгоняет его и призывает адекватного исполнителя. Далее все скучно. Рождается адекватный продукт.


Вариант третий: неадекватный заказчик, неадекватный исполнитель


Они находят друг друга и совместными усилиями украшают какашку карамелью и листочками мяты. Правда, едят ее сами, но так, что за ушами пищит. Даже подозрительный запах и более чем экзотический вкус не разубедят их в том, что они создали шедевр.


Вариант четвертый: неадекватный заказчик, адекватный исполнитель


После бурных обсуждений отношения испорчены. Неадекватный заказчик находит себе такого же неадекватного исполнителя, и все сводится к третьему варианту: какашка, карамель, листочек мяты.


Впрочем, бывает и так, что адекватный исполнитель оказывается достаточно циничен, чтобы не отказаться от предлагаемых заказчиком денег, за которые, как известно, можно позволить любой каприз.


В итоге «увеличиваем логотип», «прибавляем розовенького», помещаем гениальный стихотворный слоган авторства одного из директоров, добавляем сверху немножко карамели и листочек мяты. И ни в коем случае не кладем в портфолио.


Наблюдения


Вы заметили, что между адекватностью заказчика и адекватностью продукта есть четкая связь? Только при адекватном заказчике появляется адекватный продукт. И только при неадекватном заказчике появляется неадекватный продукт.


Все потому, что адекватный заказчик может выбрать адекватного исполнителя, прогнать неадекватного, не пустить в производство отстой и ограничить свои собственные творческие фантазии.


К слову, примерно треть моей работы я выполняю в качестве заказчика или его представителя.


А как же исполнитель?


Вот какое дело. Отправка в производство — дело исключительно заказчика. Даже если исполнитель слепит каку, на полках она сама по себе не появится.



Обсудить заметку

Комментариев нет:

Отправить комментарий